Hosted by uCoz
история города


Немного истории города Ош





Древний и раннесредневековый г. Ош - один из центров сложения раннего зороастризма огнепоклонничества Современный Ош входит в число исторически известных самых развитых городов Центральной Азии. Ош - один из древних городов мира. Об этом свидетельствуют многочисленные данные: археологические материалы, сведения древних и средневековых письменных источников, религиозная мифология, исторические и фольклорные легенды, труды европейских и русских путешественников XIX-XX веков. По данным археологии, заселение нынешней территории г.Ош и Ошского оазиса началось в глубокой древности 6-7 тыс.лет назад. Однако подлинное хозяйственное и культурное освоение произошло в конце бронзового -начале железного веков XII-VIII в. до н.э. Ошский оазис и г. Ош по своим климатическим условиям относится к северному горному Памиро-Алайскому субтропическому климату, которому характерны среднеянварская температура - 3-5 градусов и июльская - +24,7 градусов, которая благоприятствует ведению интенсивного земледелия и превращению его в цветущий оазис и возникновению протогородской цивилизации. Своеобразное террасовидное расположение Ошского поселения, большое количество расписной посуды и их обломков, орнаментальный узор которых помимо утилитарного, эстетического значения в то время имел глубокий символический, а порой и магический смысл, позволяют рассматривать их как доказательство особого положения Ошского поселения среди других подобных поселений. Оно являлось своеобразным культурно-идеологическим центром всей чустской культуры Ферганы. Среди геометрических орнаментов на расписной посуде Ошского поселения преобладают треугольники, ромбы - треугольники, соединенные основаниями, которые рассматриваются как символ огня, язык пламени, устремленные вверх, как плодоносящая сила земли и т.д. Город Ош по своему физико-географическому и экономическому положению очень благоприятно расположен по сравнению с другими городами Ферганской долины, так как он расположен на местности, где пересекаются Ферганский и Алайский хребты, которые способствуют для выхода в Южную, Юго-восточную и Восточную Азию. По сведениям, дошедшим до нас историко-географических источников, г.Ош является узловым центром Южной ветви Великого Шелкового пути, соединяющим Центральную, Южную и Восточную Азию с Средиземноморьем, Европой. Ядром нынешнего г.Оша явилось Ошское поселение бронзового века на горе Сулейман-Тоо, дата которого установлена радиоуглеродным методом и относится к XII-IX-VIIIв.в. до н.э. и принадлежит к уникальной и загадочной оседлоземледельческой чустской культуре древней Ферганы, в недрах которой происходило разложение первобытнообщинного строя, становление классов и классовой идеологии, первой мировой религии, зороастризма огнепоклонничества, который нашел воплощение в “Авесте”. На горе Сулейман-Тоо города Ош есть пещера Орлиная (в ней сейчас размещен филиал музея), которую отождествляют с чудесной пещерой. Здесь существовал один из самых ранних храмов зороастрийского бинарного (парного) культа вода-огонь (храм реки Охшо, Йахша-Ош и огня). Этимология названия г.Оша связана с зороастрическим речным божеством Оахшо, Охшо (Вахша). Город Ош в китайских письменных источниках упоминается во II в. до н.э., в XII в. до н.э. у знаменитого китайского путешественника Сюань-Цзан, в XIII в. до н.э. в Син Тан Шу. В городе Ош существовал один из самых ранних храмов огня и воды. Это же подтверждают арабо-персидские авторы Ибн Хаукаль, Название г.Оша происходит от древнего названия реки Ак-Буура, которая в VII-ХI вв. и в XIV-XV вв. называлась рекой Ош (Худуд-ал-Алам, Хафиз-и Абруй и др.). Ошское поселение бронзового века создали потомки пастушеско-земледельческих племен гор и степей Кыргызстана, Казахстана и Южной Сибири и считаются ариями и турами, воспетые в “Авесте”, ”Ригведе”. Зороастризм огнепоклонничества древнего населения г.Оша, всех чустсцев древней Ферганы тоже восходит к культу природы, ее сил и стихий, особенно огня и воды у пастушеско-земледельческих племен, их потомки хунну (гунны), древние тюрки, в том числе и кыргызы, тоже почитали, обожествляли природу и у них сформировалось доисламское верование тюркских этносов - тенгрианство. Зороастризм огнепоклонничества указывает на древние общие корни кыргызов с древними корнями индоевропейцев - с индусами, иранцами и славянами. Город Ош был одним из опорных пунктов Кушанской империи в борьбе за овладение Великим Шелковым путем, и именно в Кушанское время через г.Ош сначала в Восточный Туркестан, потом в Китай и на весь Дальний Восток распространился один из мировых религий- буддизм. Город Ош и Ошский оазис был одним из центров разведения знаменитых “Даваньских лошадей”, изображение которых открыты на горе Сулайман-Тоо г.Ош учеными ОшГУ (изображение “даванских лошадей много встречается на скалах гор Ошского оазиса). Археологические данные, а также “Авесты” показывают, что население Ошского поселения бронзового века занимались передовым для того времени плужным земледелием и самое примечательное, это находит прямое отражение в исторических легендах о происхождении города Оша и его названия. Специфические своеобразные особенности расположения Ошского поселения и археологических материалов позволяют рассматривать Ошское поселение своеобразным культурно-идеологическим центром, т.е. святилищем всей чустской культуры Ферганской долины во II-I тысячелетиях до н.э. – I тысячелетия н.э., до превращения горы Сулайман-Тоо в мусульманскую святыню. Археологические, религиоведческие, мифологические, а также антропологические данные свидетельствуют о том, что чустские племена Ферганской долины стояли у истоков становления первой мировой религии - зороастризма огнепоклонничества. Зороастризм огнепоклонничества, возникнув на востоке Средней Азии, в Ферганской долине, оказал существенное влияние на сложение всех последующих мировых религий: иудоизма, буддизма, христианства и ислама. Самое первое святилище зороастрийцев огнепоклонников гора Сулайман-Тоо, после введения ислама в Средней Азии превратилась в мусульманскую святыню всей Средней Азии, занимая в их паломничестве второе место после Мекки. Гора получила имя Сулаймана - пророка -спонтанно, т.к. гора была и раньше святилищем и где зороастрийцы - огнепоклонники совершали моления и жертвоприношения божествам воды и огня, а пророк Сулайман по мусульманской легенде является покровителем речных вод, без которых земледелие немыслимо. Зороастрийская религиозная мифология “Авеста” в знаменитом сочинении “Так говорил Заратуштура”, позволяют предположить, что пророк зороастризма и создатель священной книги “Авесты” Затуштура (зороастр) жил и создавал свое учение в пещере на горе Сулайман-Тоо г.Ош. Ош и сопредельные территории играет значительную роль в формировании европеоидной и монголоидной антропологических типов, представители которых до наших дней являются основными насельниками этого региона. На стыке эпох - в конце I тыс. до н.э., возможно, даже во II тыс. до н.э. и в начале I тыс. н.э. в междуречье Амударьи и Сырдарьи, в том числе и в Ошском оазисе, происходят смешение народов двух различных языковых групп - иранского и тюркского. В результате хозяйственно-культурных контактов, а также социально-политических взаимовлияний, здесь сформировались как ираноязычный (таджики), так и тюркоязычный (кыргызы и узбеки и др.) народы. Этот регион является также местом формирования и распространения таких религий, как зороастризм, буддизм, христианство, ислам и др., которые сыграли огромную историческую роль в объединении и сплочении народов. Среднеазиатское междуречье, в том числе и Ошский оазис является тем местом, где сосуществовали такие хозяйственно-культурные типы как оседло-земледельческая, пастушеско-скотоводческая и торгово-ремесленная культуры. Примерно с I тыс. до н.э. через Ош проходила одна из ветвей Великого Шелкового пути, связывавшего цивилизации Востока и Запада. Средневековый г.Ош и Ошский оазис был одним из центров распространения ислама в Восточный Туркестан, гор и степей Кыргызстана, Казахстана и Южной Сибири. Средневековый г.Ош имел свыше ста мечетей, медресе, великолепные базары, караван-сараи, которые красочно и реально описываются арабо-персидскими авторами. К сожалению, все эти постройки остались безвозвратно потерянными для современной науки и находятся под современными зданиями, и это говорит о том, что к памятникам истории и культуры надо обращаться бережно, их надо изучать, сделать достоянием грядущих поколений.







Hosted by uCoz